Николай Ярошенко. Эскиз картины «Летом»

829

Николай Ярошенко

Эскиз картины «Летом»

Полотно Н. Ярошенко «Девушка у стога» Эскиз картины «Летом»
Н. А. Ярошенко. Девушка у стога (эскиз картины «Летом»). Х., м. 91,3 х 133,6. © Частное собрание

Гармаш Татьяна

Значение выставок в ЦДХ со временем — большое видится на расстоянии — оценят историки искусства, этой теме можно посвятить не одну многотомную монографию. Так же, как с годами становится очевидной значимость антикварных салонов, на которых в выставочном пространстве мелькают произведения, составляющие славу русского искусства. Иногда, появившись на короткое время в поле зрения, остаются навсегда, иногда исчезают на долгие годы или, возможно, безвозвратно, ведь форс-мажорные обстоятельства никто не может исключить.

На одном из Антикварных салонов в ЦДХ внимание посетителей привлекало полотно Николая Ярошенко «Девушка у стога» — яркое, насквозь пронизанное солнечным светом, написанное легко, на одном дыхании, возвышенно-романтическое по настроению. Это был эскиз картины «Летом». В то время Полтавский художественный музей им. Н. А. Ярошенко планировал издать каталог произведений Ярошенко со вступительной статьей, посвященной творчеству художника, и все изображения произведений этого мастера меня интересовали, так как с музеем поддерживала дружеские отношения. К этому произведению возникал особый интерес.

Картина «Летом» ранее входила в собрание Полтавского художественного музея и была утрачена во время Великой Отечественной войны. Мне разрешили отправить фотографию эскиза в музей, в музее были несказанно рады: ведь до сих пор сотрудники музея не представляли колорит картины, в распоряжении музея было лишь черно-белое изображение из дореволюционных изданий. Огорчало одно — право публикации не было предоставлено, не получилось ввести работу в научный оборот, поэтому сложно передать словами радость от следующей встречи с «Девушкой у стога», против публикации которой владелец не возражал. Однако возникли сложности: оказалось, что заказать статью не так-то просто. Эксперты, работавшие с произведением, отказывались, ссылаясь на — вы удивитесь — некорректность в отношении коллег. Это был тот редкий случай, когда тексты консультационных и экспертных заключений (а их было три) дополняли друг друга, привнося новую информацию. Мне тоже за эти годы посчастливилось найти буквально одну строчку, которая не вошла в заключения (произведение «Летом» экспонировалось в 1900 году на ХXVII выставке передвижников в Варшаве).

Словом, морально-этические проблемы авторов были понятны и казались неразрешимыми. Таким образом, возникла форма публикации, при которой выделена информация, указанная во всех трех заключениях, — выставки и библиографические источники, в которых упоминается работа, и отдельно приведены цитаты из заключений с авторством консультантов и экспертов.В 1896 году на 24-й выставке ТПХВ Н. А. Ярошенко (1846–1898) представил двенадцать полотен: портреты, несколько произведений, запечатлевших виды Кавказа и серию работ «Из окрестностей Кисловодска», в том числе картину «Летом». Позднее произведение «Летом» экспонировалось на посмертных выставках Н. А. Ярошенко, которые прошли в 1898 (Посмертная выставка произведений И. И. Ендогурова, И. И. Шишкина и Н. А. Ярошенко) и в 1899 году (Выставка картин, этюдов и рисунков Н. А. Ярошенко), и как равнозначное произведение наряду с картиной выставлялся «Летом» (эскиз).

Полотно Н. Ярошенко «Девушка у стога» — яркое, написанное легко, на одном дыхании, возвышенно-романтическое по настроению. Это эскиз картины «Летом»
Слева Н. А. Ярошенко. Девушка у стога (эскиз картины «Летом»). Фрагмент. Фотография П. Мосунова и справа Н. А. Ярошенко. Полевые цветы. Этюд. Х., м. 47 х 65. Мемориальный музей (усадьба Н. А. Ярошенко)

Большакова Надежда
Шилова Екатерина
Римская-Корсакова Светлана
Консультационное заключение ГРМ

Николай Александрович Ярошенко — известный портретист, жанрист, пейзажист. Учился в различных военных училищах Петербурга. Впоследствии сочетал военную службу с занятиями искусством. Член ТПХВ. В 1885 году Ярошенко приобрел усадьбу в Кисловодске, где жил летом и осенью. Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал общественным долгом.

Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Наряду с портретами в конце 1880-х годов художник создает ряд жанровых картин, одной из которых является картина «Летом». На указанных ранее выставках (перечисление выставок мы опускаем. — Т. Г.) демонстрировалась и другая картина Ярошенко, названная эскизом картины «Летом». Этот эскиз упомянут в монографии В. Прыткова «Н. А. Ярошенко» (М., 1960). Он датирован автором 1895 (?) годом, но в книге не воспроизведен…

«Девушка у стога», несомненно, является либо эскизом, либо вариантом картины «Летом». При исследовании в инфракрасной области спектра, а также на рентренограмме обнаружены многочисленные авторские правки, свидетельствующие об оригинальности картины. Живописная фактура со свободным и разнообразным мазком имеет все черты почерка художника 1890-х годов. Художественные материалы и признаки старения не противоречат указанной датировке.

Эскиз картины «Летом»
Н. А. Ярошенко. Летом. 1896. Фототипия No 47 из альбома «Н. А. Ярошенко (1846–1898), его жизнь и произведения» (СПб., 1908)

Н. А. Горячева Татьяна
Экспертное заключение НИНЭ им. П. М. Третьякова

По характеру изобразительного мотива и особенностям его общего композиционного воплощения полотно имеен очевидные аналогии с картиной «Летом» (х., м., 107 х 134), представленной Н. А. Ярошенко в 1896 году. При идентичности сюжета произведение отличается от картины 1896 года по размерам, формату, а также портретной характеристике изображенной модели, ее позе, ряду деталей композиции и особенностям решения пейзажного фона. Размеры и степень живописно-пластической завершенности красочного слоя на различных участках композиции (подробно проработанные лицо и фигура девушки при решенном крайне обобщенно пейзажном фоне) позволяют с большой долей вероятности считать исследуемое полотно первоначальным неоконченным вариантом картины «Летом» и с учетом особенностей художественного решения датировать его первой половиной 1890-х годов.

Отсутствие подписи автора может объясняться незавершенным характером картины. О работе над картиной «Летом» известно крайне мало. Относящиеся к начальному этапу ее создания живописные и графические материалы (рисунки, наброски, этюды) в собраниях российских музеев практически не представлены. Не установлено местонахождение эскиза картины, экспонированного на посмертной выставке произведений И. И. Ендогурова, И. И. Шишкина и Н. А. Ярошенко» в 1898 году и Выставке картин, этюдов и рисунков Н. А. Ярошенко в 1899 году (сведения в каталогах этих выставок даны без воспроизведения и указания размеров).

И, наконец, не известны судьба и нынешнее местонахождение самой картины «Летом», воспроизведенной в приложении к иллюстрированному каталогу XXIV выставки товарищества передвижников и в альбоме «Н. А. Ярошенко (1846–1898), его жизнь и произведения» (СПб., 1908). Единственной натурной работой, которую принято связывать с названным полотном, является этюд «Полевые цветы» 1889 года (х., м., 47 х 66), хранящийся в собрании Кисловодского мемориального музея-усадьбы Николая Александровича Ярошенко.

Полотно Н. Ярошенко «Девушка у стога» — яркое, написанное легко, на одном дыхании, возвышенно-романтическое по настроению.
Н. А. Ярошенко. Девушка у стога (эскиз картины «Летом»). Фрагмент. Фотография П. Мосунова

Петров Владимир

 

Произведение «Летом» отличается поэтичностью и принадлежит к числу наиболее удачных пленэрных портретов, составляющих важную и значительную часть позднего творчества Ярошенко. Установлено, что моделью для работы послужила жительница Кисловодска Евгения Константиновна Бондарева (около 1870–?), воспоминания которой опубликованы в книге В. В. Секлюцкого «Николай Александрович Ярошенко» (Ставрополь, 1963. С. 99).

Это эскиз картины «Летом»
Н. А. Ярошенко. Девушка у стога (эскиз картины «Летом»)

«Я позировала Ярошенко

Кисловодск я хорошо помню с 1886 года. Это был маленький, простенький курортик, каким трудно его себе представить сейчас. О санаториях тогда и понятия не имели. Лучшим местом была Тополевая аллея, состоявшая из могучих деревьев-великанов. Лечебный сезон открывался 1 июня, а закрывался 1 октября.Над гротом Лермонтова, в парке, возвышалась так называемая «Казенная гостиница», нечто вроде клуба. Там устраивались танцевальные вечера, ставились спектакли и давались концерты.На пустынных окраинах Кисловодской слободы бродили волки. Ночью слышался их вой… Не раз мне приходилось слышать о ночных набегах немирных горцев. Лошадиный топот, стрельба, сопровождаемые гиканьем и криками…

Полотно Н. Ярошенко «Девушка у стога» — яркое, написанное легко, на одном дыхании, возвышенно-романтическое по настроению. Это эскиз картины «Летом»
.Н. А. Ярошенко. Девушка у стога (эскиз картины «Летом»). Фрагмент. Фотография П. Мосунова

Спешно запирались ворота, закрывались ставни, двери, гасили свечи и керосиновые лампы. Было жутко.За Тополевой аллеей, у шоссе, были построены станция дилижансов и почта. На этой станции семья Ярошенко часто встречала своих гостей, среди которых было немало русских знаменитостей. Хорошо помню художника М. В. Нестерова с дочерью, Станиславского и Книппер, Шаляпина и Собинова. Часто из дома Ярошенко слышалось пение, музыка и оживленные разговоры. Мне было тогда 16 лет. Я также была их гостьей. Вступать в разговоры со старшими по этикету не полагалось. У них были две воспитанницы, их приемные дочери, — Голубева, позднее народная учительница.

Помню также хорошо Надю Волженскую, ставшую Ярошенко. Ее отец женился на терской богачке, и Надя, в силу сложившихся тяжелых обстоятельств, вынуждена была уйти. Ярошенко полюбили ее и удочерили.Однажды, будучи у них в гостях, я присела во дворе у стога сена. Николай Александрович увидел меня и попросил, чтобы я ему позировала в таком состоянии своего отдыха. Мне было приятно такое предложение художника, и я охотно согласилась. Я должна была сидеть с соломинкой во рту, прислонившись к стогу сена. Писал Николай Александрович с жаром и увлечением. Но конца картины я не видела, так как должна была ехать учиться. Слышала позднее, что картина «Лето» получилась хорошей, экспонировалась на передвижной выставке и была приобретена, но кем — неизвестно.Николай Александрович, несмотря на свой огромный талант, никогда не превозносил себя. Был очень сдержан и необычайно скромен. Постоянно осуждал тех, кто хвалил себя…».

Антикварный Мир №10 • Ярошенко Н. А.